УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ | Психолог-психотерапевт Елена Ткаченко, писхолог онлайн

УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

«Человек с человеком испокон веку ведут монолог»
Станислав Ежи Лец,
польский писатель-сатирик

Часто можно услышать разговор молодых мамочек, похваляющихся друг перед дружкой: «А мы начали говорить в год!… Два!… Три!…». Этот период и, в самом деле, есть началом осваивания человеком речи.

Ребёнок растёт, крепнет, всесторонне развивается и его речь, несомненно, приобретает много различных оттенков, наполняется интересными оборотами, метафорами. Эрудиция обогащает речь и способствует формированию индивидуального стиля общения.

При этом, имея возможность постоянного общения с разными интересными людьми, как в моей обычной жизни, так и профессиональной практике, я часто задаюсь вопросом:

УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ?

Вопрос состоит в том насколько мы способны, готовы, научены говорить не технично, а именно общаться, доносить свою мысль другому, коммуницировать, в конце-концов, строить здоровые, радующие нас, взаимоотношения с людьми.

Задумывались ли вы о том, почему же возникают конфликты?

В большинстве своём, причина банальна – оба человека не умеют по-настоящему ни говорить, а ни уж тем более слушать.

Общение с людьми – это искусство без которого никак не обойтись. Да, это неотъемлемая, ежедневная часть жизни каждого человека! Ведь без умения ясно, доступно, правильно выражать свои мысли; доносить информацию так, чтобы быть услышанным, понятым, принятым, и одновременно уметь слушать и слышать самому – жить сложно. Есть навыки, которыми не можем позволить себе пренебречь. Ими нужно заниматься и развивать.

Диалог – это не просто фонетический разговор двух или более людей. Да и большой словарный запас, широкий кругозор не являются гарантией 100%-го эффективного общения.

Я – профессиональный психолог и хорошо знаю не понаслышке, что большинство конфликтов в паре и даже разводов вызвано не непреодолимыми противоречиями, а банальным неумением договариваться!

Что же имеется ввиду? А то, что человек может говорить и говорить фонетически правильно, но при этом то, что он имеет ввиду не всегда совпадает со сказанным или ожидаемым, или же просто с тем, что он на самом деле имел ввиду.

Обычная и знакомая ситуация:

Момент ссоры. Эмоции у собеседников накалены до предела. И тут жена в отчаянии кричит мужу: «Ты козёл!». Нет, она точно не хочет сказать, что он в действительности козел, если любит, конечно. Напротив, из моей практики могу сделать вывод, что в такой не совсем удачной форме, она пыталась донести, что «… мне сейчас страшно, не отталкивай меня, поддержи, помоги подумать об этом иначе и т.д.». Она ищет поддержки. И если уметь правильно донести свою мысль и правильно услышать партнера, то ссоры можно избежать.

А сколько людей страдает от одиночества лишь потому, что стесняются заговорить первыми! Очевидно, умение общаться необходимо каждому. Это – ключ не просто к успеху во всех областях жизни, это непринужденность, лёгкость и уверенность в общении.

В любых отношениях: начальник-подчинённый, мама-дочь, муж-жена нужно попытаться подумать, понять чего же хочет каждый и, что и как правильно при этом сказать. Возможно, стоит переспросить: «Правильно ли я тебя услышал, что…?».

«Общаться» и «говорить» – это не одно и то же. Общение – это сложный процесс, который состоит как из наших слов (вербальная коммуникация), так и из наших жестов, поз, мимики, речи, тембра голоса (невербальная коммуникация). Причем, уже ни для кого не секрет, что второй вид коммуникации будет в момент общения определяющим.

Давайте поговорим ещё вот о чём:

Часто ли мы боимся быть услышанными? Почему? Что мешает нам вот просто взять – и заговорить? Застенчивость, страх сказать глупость или быть неправильно понятым, боязнь высказывать свое мнение, низкая самооценка и даже проблемы с дикцией или зрением – в основе всех этих проблем лежит психология. Нередко их корни уходят в наше прошлое – детство, отрочество, раннюю юность. Взрослея, мы пытаемся вытеснить и забыть те неприятные моменты, которые заронили в нас семя неуверенности, однако они всё же продолжают влиять на наше поведение. Каждый хоть раз слышал от родителей в свой адрес: «Не говори ерунды! Что за глупость»; а мучительные выступления у школьной доски в классе, «остроумные» насмешки сверстников – все это во взрослой жизни оборачивается серьезными коммуникационными затруднениями.

И, наконец, самое главное: наши мысли, чувства, страхи, желания, переживания, которые спрятаны в подсознании. Например, такие распространённые как страх отвержения, отказа, гнев на обидчиков и т.д. Именно они решающе влияют на реакцию наших собеседников в момент общения и определяют наш уровень умения коммуницировать.

Тема от азов до обучения эффективным навыкам общения популярна.

Ведь пробелы в общении — это такая проблема, которая создаёт путаницу самому себе; везде и постоянно.

Умение вести беседу, «видеть», «слышать», понимать собеседника; одновременно говорить так, чтобы быть правильно понятым – это то, чему стоит обучиться у хорошего психолога, имеющего профессиональный опыт в этой области.

Если у Вас не получается понять, что же Вы хотите сказать другому, а также услышать его правильно, обращайтесь за помощью! Без опытного психолога в этих вопросах никак не обойтись.

Готова Вам оказать эффективную профессиональную помощь!

Звоните!
Записывайтесь на консультацию!